LEFT SIDEBAR PAGE

арбитраж

«Чудо музыки в том и состоит,— читаем в одной из статей 80-х годов,— что физически, синтаксически объяснимые объективные процессы оказываются вместе с тем как бы самими эмоциями, экстериоризацией того внутреннего состояния, которое обладает для композитора интонационной содержательностью — эмоциональным тоном, ценностными, установочными ориентациями, тем или иным родом художественной предметности». Говорит ли ученый о темах-персонажах, имеющих каждая свой «нрав» (здесь очень естественно возрождается антично-средневековое понятие этоса), привлекает ли для объяснения механизмов музыкального восприятия философскую категориальную пару «константа и модус»,— за всем этим видится подлинно системный подход, когда музыка осознается как изоморфный образ человеческого (индивидуального и исторического) жизненного опыта. В дни юбилея (календарная дата — 12 августа 2001 г.) вышел в свет сборник «Двенадцать этюдов о музыке» в честь Е.В.Назайкинского, подготовленный его учениками (составитель — доктор искусствоведения Л.Н.Логинова). Презентация сборника состоялась 14 сентября на заседании кафедры теории музыки, посвященном чествованию юбиляра. Справедливости ради отмечу, что такое издание затевалось давно, но по условиям конъюнктуры 80-х годов выпустить сборник к 60-летию Учителя оказалось невозможным (о действовавшей в то время нелепой запретительной инструкции, помнится, с возмущением писал в журнале «Огонек» академик Д.С.Лихачев). Открывает вновь вышедший сборник проникновенное Слово о Е.В.Назайкинском, написанное доктором искусствоведения В.В.Медушевским. Собственно «этюды» очень разнообразны по тематике и объему (порой под этим скромным именем маскируются развернутые исследования). В числе авторов — ректор МГК, доктор искусствоведения профессор А.С.Соколов, доктора искусствоведения В.Г.Цыпин, Е.И.Чигарева, кандидат искусствоведения О.В.Лосева и др. В конце книги опубликован список научных работ юбиляра, где среди прочих упомянуты зарубежные публикации, в том числе изданные в Братиславе переводы монографий «О психологии музыкального восприятия» и «Логика музыкальной композиции».