LEFT SIDEBAR PAGE

сауна ул

Затем по очереди каждая из групп задает вопрос другой группе. Эти вопросы ученики подбирают из учебной книги или придумывают сами. За правильный ответ участники опрашиваемой группы получают одно очко. Выигрывает группа, набравшая большее количество баллов-очков. В книге приводится несколько типовых вопросов: «Каков характер мелодии песни - отрывистый или плавный? В каком размере написана песня? Какие длительности здесь встречаются? Какой танец она напоминает? Каков лад песни?» Как видим, в этом случае уже сам характер вопросов активизирует музыкальную наблюдательность, заставляя снова и снова, каждый раз под новым углом зрения, возвращаться к знакомому произведению. На других страницах учебника внимание четвероклассников направляется на анализ нотного текста, развивая особый вид музыкальной наблюдательности - соединение в сознании написанной ноты со слышимым звуком. Вот пример. В ходе разучивания по нотам «Песенки юных читателей» А .Островского на стихи С. Михалкова учащиеся должны ответить на вопрос: «Имеет ли первая половина запева законченный характер? Если нет» то почему? Какой вид двухголосия, терцовый или самостоятельный, использован в припеве?» Проверочные задания, включенные в текст, имеют обобщающий характер, вследствие чего у учащихся формируется умение наблюдать музыку на базе сформированных музыкально-слуховых представлений. Например: «Вспомните песню «Осень» Ц. Кюи, спойте ее про себя, в уме. Расскажите, как меняется в ней музыка. В каком месте мелодия выделяется по своему характеру из общего настроения песни? Соответствуют ли; слова третьей строчки («вянет и желтеет травка на лугах») изменению мелодии?» В книге для 5 класса1 вводится ряд проверочных заданий на определение знакомой песни по «бестекстовой» нотной записи, что позволяет активно развивать наблюдательность, связанную с узнаванием произведения по нотам.