LEFT SIDEBAR PAGE

фото окна

Проблема художественного мира поэта затрагивается, конечно, не только на страницах «Голоса надежды». Монография М. И. Жука посвящена трём ключевым концептам поэтического мира Окуджавы - Вере, Надежде, Любви. Подготовлена она на основе кандидатской диссертации, и в этом заведомо есть некое противоречие. Кандидатская диссертация, по ВАКовскому определению, является научно-квалификационной работой, а монографии второй из этих признаков не нужен: она важна только научной значимостью, а написал ли её кандидат наук, доктор ли - не важно. Так вот, работа М. И. Жука, бесспорно, свидетельствует о том, что автор, как пишут в отзывах для защиты, «заслуживает искомой степени», но каков её вклад в науку? Первая - теоретическая - глава представляет собой обзор исследований по проблеме концепта; во второй подробно рассматривается значение трёх упомянутых концептов в лирике Окуджавы. Рассматривается подробно (и в самом деле квалифицированно), на историкокультурном фоне, с привлечением многочисленных поэтических цитат (кстати, напрасно автор пользуется неряшливым, содержащим множество опечаток и сокращённым посмертным переизданием сборника Окуджавы «Чаепитие на Арбате» 1998 года, а не прижизненным оригинальным изданием 1996-го; см. об этом ниже), с выявлением нюансов, с многочисленными тонкими наблюдениями. Но итоговая мысль о том, что каждый из этих концептов «выражает желание Б. Окуджавы исправить дисгармоничную, ущербную реальность: ВЕРА и ЛЮБОВЬ сакрализуют тот объект, на который они направлены, НАДЕЖДА становится верой в возможность перемен к лучшему, прихода чего-то благоприятного, триединый концепт ВЕРА-НАДЕЖДА-ЛЮБОВЬ выражает возможность духовного спасения.» (с. 230) - так вот, эта мысль для монографии (не для кандидатской диссертации!) звучит как-то бледновато и как нечто само собой разумеющееся. Может быть, для неё хватило бы и подробной статьи. Основу книги С. С. Бойко111 составили три доработанные главы кандидатской диссертации, защищённой в 1999 году. Они посвящены соответственно метафорам высших сил в творчестве поэта («Бог, природа, судьба, провиденье.»), средствам художественной выразительности и литературным перекличкам (цитаты и реминисценции).